В 60-е годы XX века фотограф Генрих Хайдерсбергер (Heinrich Heidersberger) сделал серию знаковых работ, запечатлевших атмосферу Вольфсбурга вместе с его жителями, узнаваемыми местами и промышленными предприятиями. Среди черно-белых снимков, отражающих различные впечатления о молодом промышленном городе, оказалась фотография, получившая название «Электростанция Volkswagen AG», которую Хайдерсбергер сделал в 1971 году. Она не только стала яркой иллюстрацией, но и сыграла важную роль в творческом пути Хайдерсбергера и в истории Volkswagen.
Volkswagen Multivan, Volkswagen Tiguan и Дмитрий Сычев, Динияр Билялетдинов, Руслан Пименов и Дмитрий Хлестов
Работа Хайдерсбергера оказалась в центре внимания нескольких мероприятий и выставок, посвященных большому юбилею, ведь именно 4 ноября 1971 года он сделал легендарный снимок «Электростанция Volkswagen AG».
В рамках празднования юбилея стажеры Академии Volkswagen установили полноразмерную металлическую рамку в той точке, где Хайдерсбергер сделал свой легендарный кадр (на пристани рядом с павильоном Premium Clubhouse), тем самым позволяя посетителям увидеть в рамке ту же картину, что видел фотохудожник.
Работа Хайдерсбергера часто становится экспонатом международных выставок, а также служит знаковой иллюстрацией истории Вольфсбурга. Угол съемки, выбранный Хайдерсбергером, производит особенно мощное впечатление на зрителя. Благодаря этому кадру силуэт электростанции завода Volkswagen с четырьмя возвышающимися трубами получил широкую известность.
Спустя 50 лет после съемки Хайдерсбергера в Автоштадте (Autostadt) была организована дискуссия на тему культурно-исторической ценности и современного понимания работы фотохудожника. Ведущий встречи – председатель правления Автоштадта Армин Маус (Armin Maus), а также гости: художник и лектор Института архитектуры при Техническом университете Брауншвейга профессор Фольке Кебберлинг (Folke Köbberling); заслуженный профессор факультета искусств Базельского университета доктор Барбара Шеллевальд (Barbara Schellewald), член совета директоров Volkswagen AG, ответственный за технологии, и глава Volkswagen Group Components Томас Шмалль (Thomas Schmall), а также глава отдела исторических коммуникаций Volkswagen AG Дитер Ланденбергер (Dieter Landenberger) – обменялись мнениями в рамках темы «Утопия или антиутопия: новые интерпретации легендарной фотографии».
В ходе дискуссии Томас Шмалль отметил: «Как художник Генрих Хайдерсбергер был наделен большим талантом наблюдателя, что позволило ему очень чутко, точно и впечатляюще показать Вольфсбург как город и как место производства Volkswagen. Он был виртуозом композиции, превращавшим фотографии в настоящие произведения искусства. Реализуя сейчас нашу стратегию электрической мобильности и трансформируя производственные процессы, мы можем многому научиться у Хайдерсбергера и многое позаимствовать из его требовательного творческого подхода. Я особенно восхищаюсь его фотографией электростанции, потому что для меня это воплощение смелой эстетики и выразительный символ трансформации, ведь важнейшее место в композиции занимает мост».
Глава отдела исторических коммуникаций Volkswagen AG Дитер Ланденбергер объясняет роль этой фотографии для Volkswagen: «Электростанция – это не просто промышленное здание. Это знаковое строение для Вольфсбурга и символ перемен, поскольку в будущем мы планируем эксплуатировать ее, следуя принципам устойчивого развития».
***
Генрих Хайдерсбергер родился в 1906 году в Ингольштадте (Ingolstadt), но часть детства провел в Дании. Начав изучать архитектуру в Граце (Graz), он переехал в Париж в 1928 году, где полностью посвятил себя фотографии. После Второй мировой войны Хайдерсбергер стал одним из главных архитектурных фотографов Германии. Он работал в Зальцгиттере (Salzgitter) и Брауншвейге (Braunschweig), а затем поселился в Вольфсбурге, где провел остаток жизни и умер в 2006 году. Творческое наследие Хайдерсбергера насчитывает более 130.000 фоторабот. В основном это архитектурная, репортажная, промышленная и рекламная съемка. Также он экспериментировал с техникой алгоритмического искусства. С 2002 года Институт Хайдерсбергера в Вольфсбурге занимается научным исследованием работ мастера и публикацией материалов о них.